Статьи

Обучение искусству бизнеса ("Лица")

Стр. 1 2 3

* А какие проблемы стоят сегодня перед российским образованием?

— В рамках короткого интервью не буду рассматривать всю систему российского образования. Хочу лишь сказать о той сфере, которой я профессионально занимаюсь в последние 20 лет, а именно — высшее экономическое образование. Проблем действительно много, и в своей практике мы не раз с ними сталкивались. К примеру, во многих зарубежных вузах очень хорошая языковая подготовка. То есть знать два и даже три языка там считается нормой. У нас же такое встречается не так часто. Обучение хорошему иностранному языку стало привилегией небольшой части ведущих вузов. Согласитесь, ведь трудно обучить профессионально иностранному языку в полном объеме. Не разговорному, ежедневному, а специализированному, необходимому в работе в банке, юридических и финансовых организациях, при подготовке контрактов и т.д.

Также остро стоит проблема снижения качества школьного образования, что напрямую связано с высшим. Ведь зачастую выпускники школ приходят в вузы слабо подготовленными. Многие из них и по-русски плохо говорят и пишут, а их необходимо учить и иностранному, и специальным предметам, и главное — формировать мировоззрение и культуру. С такими недостаточно подготовленными выпускниками школ сложно работать, ведь им нужно возмещать в учебном процессе то, что они не получили в школе. Вузы вынуждены "вытягивать" их, теряя на этом время, и, как следствие, не достигая требуемого уровня подготовки, теряя в качестве.

Есть и еще проблемы. Одна из них — сокращение бюджетного финансирования вузов, при этом административный государственный контролъ усиливается. Государство не доверяет общественной аттестации учреждений образования и его качеству со стороны бизнеса (т.е. реального рынка).

Другая, на мой взгляд, не менее важная — это разрыв между поколениями преподавателей. Старое поколение еще передает свои знания и опыт, но постепенно оно уходит. Новое поколение педагогов формируется медленно из-за снижения их социального статуса, знаний и опыта еще мало. На подготовку хорошего преподавателя уходит от 5 до 7 лет и более. Поэтому нам грозит период своего рода "застоя", когда около 10 лет из-за нехватки преподавательских кадров возник этот разрыв, который будет чувствоваться очень остро еще несколько лет по причине отсутствия преемственности. За это время мы, конечно же, потеряем в качестве образования.

* О проблемах можно говорить много, но ведь есть же и положительные тенденции?

— Безусловно. Самая главная заключается в трех словах: высшая школа выживет. Ведь исторически запас прочности системы российского образования очень высок. Нужно только немного подождать и не очень досаждать реформами. Когда поправится наша экономика, выровняется и положение дел в образовании, тогда реформы пройдут менее болезненно. Ведь система образования отражает, как в зеркале, весь спектр проблем в экономике и обществе.

Стр. 1 2 3


*Факультет дистанционного обучения   *Статьи
*
*
*