Статьи

Хороший управленец — фигура не менее значимая, чем хороший физик

Стр. 1 2 3 4 5

НОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ПОЛУЧАТЬ
В ПРИКЛАДНЫХ БИЗНЕС-ШКОЛАХ,
КОТОРЫЕ, ЕСТЕСТВЕННО, СВЯЗАНЫ
С ПРАКТИКОЙ И ОСТРО
ЧУВСТВУЮТ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА

* Какой брэнд у отечественного бизнес-образования?

— С одной стороны, некоторые вузы попали под влияние неких структур, далеких от образования и просто выкачивающих деньги. Они не отвечают за качество обучения. Понимая, что через три-четыре года наступит демографический спад, конкуренции не выдержать. Они снимают деньги сегодня, а потом уйдут с рынка. Их не интересует брэнд, их интересует дешевая популярность, известность, которую они разного рода способами пытаются создать.

Вместе с тем есть большое число российских школ бизнеса и старых, и вновь созданных, чья марка качества стала известна в России и за ее пределами.

С другой стороны, тема брэнда реализуется, например, в франчайзинге в сфере высшего образования. Некоторые ведущие западные вузы понимают, что надо работать в России. Мы, в частности, работаем с американским университетом делового администрирования из Сан-Франциско, аккредитованным Международной аккредитационной комиссией по второму высшему образованию и включенной американской Ассоциацией дилеров фондового рынка в список вузов для подготовки на лицензию NASD. Он готовит специалистов, которых признают профессиональные ассоциации. Таким образом, часть их брэнда формируется за счет того, что у них есть партнер в России, который им интересен, потому что представляет возможность выхода на огромный рынок. Они понимают, что отсюда придут и головы, которые будут работать с их деньгами, и деньги, которые в России еше есть. А нам они интересны, потому что это профессиональный вуз дистантного обучения. Мы понимаем, что это взаимное обогащение, развитие имиджевых характеристик того или иного учебного заведения.

* С какими проблемами столкнулось сейчас высшее образование в России? Что мешает его развитию?

— Высшее образование как зеркало отражает многие проблемы обшества. Это относится как к российскому, так и к мировому высшему образованию.

Я должен сказать, что в настоящее время образование в мире претерпевает очень большие изменения. Идут важные объективные процессы глобализации, в том числе и в образовании. Создается новое образовательное пространство, объединяются университеты. Если раньше это было соглашение двух-трех университетов о взаимном признании отдельных курсов, проектов и образовательных программ, то сейчас соглашение более универсально охватывает регионы, включает многие специальности, особенно в сфере экономики, менеджмента, юриспруденции. Этот процесс, безусловно, затронул и российскую систему высшего образования.

Есть и особенности, связанные с сегодняшней ситуацией в России. Проблемы, которые переживает наша экономика, отражаются на высшем образовании. Эти вопросы достаточно подробно рассматривались, когда обсуждалась образовательная доктрина. Главными на сегодня являются, на мой взгляд, не финансовые проблемы (потому что есть налоговые инструменты, косвенные регуляторы, которые позволили бы высшей школе жить нормально), а отсутствие продуманной образовательной парадигмы. Сложность заключается в том, что, с одной стороны, существует государственная институциональная образовательная система, и в то же время альтернативно ей формируется негосударственная образовательная система. У каждой есть свои точно прописанные функции в общественном образовании. Но пока не выработан механизм взаимодействия этих конкурентных систем образования, решающих общегосударственные задачи, государство не имеет права стоять в стороне от этих процессов.

Есть проблемы, связанные с тем, что меняется образовательная практика. Раньше преобладало системное академическое знание. Это отличало вообще российское образование еще со времен Д.И. Менделеева. Сегодня образование, особенно дополнительное, послевузовское, профессиональное узко специализируется, становится сугубо практическим. Оно идет вслед за требованиями рынка, поскольку рынок за это платит. Но при этом утрачиваются наши высокие достижения в образовательной сфере (я имею в виду достижения российской общеобразовательной культуры) и не в полной мере получается заимствовать зарубежный опыт.

Если говорить о менеджменте, то сейчас во всех университетах мира серьезно изучается американский опыт. Любопытно, что в Токийском университете, говоря о менеджменте, приводили примеры из американской практики. В Японии система менеджмента построена на других принципах, в термин "менеджмент" они вкладывают свое понимание. Но, рассматривая вопросы и темы международного менеджмента, они говорят на обшем управленческом языке, в котором преобладает американский подход. Это объективно понятно, потому что именно американцы демонстрируют наиболее высокое эффективное качество управления и главное — результаты этого управления. Но для российской школы задача формирования современного управленческого мышления в сознании российских предпринимателей — проблема далеко не решенная.

Стр. 1 2 3 4 5


*Факультет дистанционного обучения   *Статьи
*
*
*