Статьи

Хороший управленец — фигура не менее значимая, чем хороший физик

Стр. 1 2 3 4 5

"Управление персоналом"
№10, 2002
Интервью с ректором
Института международного бизнеса
В. Безденежных

* Какой главный вызов стоит сегодня перед Россией в экономической сфере?

— В наше трудное время нужны менеджеры, управленцы. Россия — страна талантливых людей, интересных идей у нас много, но мы не умеем их нормально претворять в жизнь. Я хорошо это знаю, часто бывал за рубежом, посетил много стран, занимаясь лекционной работой: сейчас надо уметь воплощать идеи. Нужен управленец, умеющий это делать. Это коренная проблема, которая стоит в целом перед нашей социальной системой. Подготовить такого управленца, который смог бы эти идеи осуществить, — очень непростая задача. Хороший управленец — фигура не менее значимая, чем хороший физик.

В России есть и сейчас выдающиеся управленцы. Однако оценить эффективность труда управленца трудно, особенно в условиях кризисной экономики. Есть директор, который получает высокую прибыль, но не потому, что он хороший управленец, а потому, что у него прибыльное производство. А есть директор, который с трудом сводит в ноль баланс, но если на его место посадить любого другого, это сразу разрушит все производство. Кто из них лучше? Оценить это очень сложно. И все-таки хороших менеджеров не хватает.

Именно сегодня усиливается роль вузов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Все специалисты должны проходить обучение в этих вузах. Конечно, нужны университеты любого уровня, закладывающие системное базовое образование. А новое профессиональное образование нужно получать в прикладных бизнес-школах, которые, естественно, связаны с практикой и остро чувствуют проблемы рынка.

ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ТРУДА УПРАВЛЕНЦА ТРУДНО,
ОСОБЕННО В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

* Ваш взгляд на бизнес-образование в России и применение западных моделей?

— Специалисты неоднократно обращались к вопросу: кто тот российский бизнесмен, которого должны вузы сегодня готовить, и какие функции он должен исполнять? Проблема, прежде всего, в том, что обучение строится исходя из имеющегося опыта и сложившейся практики. Но дальше после окончания обучения он будет работать в других условиях, практика изменится. Это объективный процесс. Поэтому требуется обучить бизнесмена таким образом, чтобы он мог работать и сейчас, и через пять лет. Это непростая задача. Должен сказать, что для американской системы это не такая острая тема в силу того, что у них и обучение менеджменту традиционнее, и экономика стабильнее. Они учат хорошо, основательно, умело. Но у нас жизнь динамичнее, и это нужно учитывать.

Второе очень важное обстоятельство — мы должны точно представлять, где будет работать бизнесмен. Многие русские, которые окончили университеты за рубежом, не могут работать в России. Они не знают особенностей ее бизнеса и жизни. Мы в российских бизнес-школах вынуждены их многому переучивать. Если человек предполагает работать здесь, его нужно и учить здесь. Россияне должны сами решать свои проблемы, и умеют их решать. А российские вузы обучают этому.

За рубежом сложился достаточно широкий круг специалистов — выходцев из России, которые успешно там работают. Но и они не всегда могут сразу перейти на западные стандарты образования и предпочитают проходить нужные ступени обучения в российских вузах, часто совместно с зарубежными, тем самым подготавливаясь для работы на Западе. Это тоже одна из функций бизнес-образования.

Стр. 1 2 3 4 5


*Факультет дистанционного обучения   *Статьи
*
*
*