Статьи

Актуальное интервью

Стр. 1 2 3 4 5

* А кто преподает в Вашем вузе? Много ли среди Ваших преподавателей практиков международного бизнеса?

— У нас порядка 50 человек штата и около 120 приглашенных лекторов — это, в основном, практики. Как правило, приглашенные преподаватели не берут на себя целые курсы. Они проводят циклы занятий, часто знакомя студентов с опробованными, личными наработками, иногда в реальных условиях. Они говорят на том языке, который понятен нашим студентам — таким же практикам. Но большая часть наших преподавателей — преподаватели по призванию. То есть, они работают с бизнесом, проводят консультации, но главным занятием жизни видят все-таки преподавание. У нас открыта новая кафедра по корпоративным финансам и инвестициям, в состав кафедры входят 7 докторов и кандидатов наук. Но кадровая проблема остается: кадры старятся, молодые преподаватели — не очень охотно идут. Тем не менее, у нас достаточно строгий отбор преподавательского состава и один из главных критериев — его востребованность студентами.

* Как МИМБ — вуз, непосредственно связанный с международной деятельностью, — относится к реформам российского образования, предпринятым в рамках Болонского процесса?

— Для нас очень важна тема Болонского процесса. Мы присоединяемся к единому европейскому образовательному пространству. Присоединяемся не очень подготовленными, если судить по нашему образовательному состоянию. Основное внимание обращается на внешние атрибуты — обучение по системе "бакалавр-магистр", система взаимозачетов, системы кредитов. Но по программному наполнению, по предметам, преподаваемым в школе и в институте, российская и зарубежная система образования значительно отличаются. Один из перспективных путей присоединения к международному образовательному пространству — это переход на международные стандарты качества. Для выполнения этого перехода необходимо сертифицировать все образовательные процессы. Не содержание, а саму технологию — передачу знаний обучаемому, регулярный контроль за усвоением знаний, аттестацию на заключительном этапе... Если нам удастся закрепить эти процессные вещи и они у нас заработают, то в этом "механизме" появится возможность использовать любые знания — по физике, медицине, коммерции... Такое соответствие международным стандартам сразу решит многие вопросы. В частности, международная сертификация автоматически сделает дипломы вуза "конвертируемыми", признанными как в нашей стране, так и за рубежом.

Что касается реформы образования, то сейчас старая система разрушается. Создается смесь из различных проектов, вариантов конструкции, для того, чтобы выстроилась новая система. Допустим, всем известный ЕГЭ. Мы взяли этот опыт из-за рубежа. Там есть прекрасные опыты стандарта проверки знаний, тестов для всех выпускников, например, в системах Гарварда, но там это огромная и стройно отлаженная система, другая процедура сдачи экзаменов. И даже и там не все проходит идеально. Тем не менее, новая система образования у нас уже формируется. Основными ее звеньями становятся крупные университеты, вокруг которых формируется система учебных заведений подготавливающих, дополняющих, развивающих и т.д. Это, наверно, правильно. Каждый такой вуз превращается в такой "организм", в котором впитываются новые знания и трансформируется учебный процесс.

Пока же наша система подготовки специалистов — если даже брать только экономическое образование — далека от того, чтобы легко влиться в Болонский процесс. Хотя, в принципе, системы подготовки всегда отличаются "местной спецификой"; допустим, английское и немецкое экономическое образование тоже различаются — не по уровню качества, но по наполненности, по преобладающим предметам. Не говоря уже об "азиатском варианте" — китайском, японском... Понятие "менеджмента" в любом случае будет трактоваться по-разному, с учетом национальной специфики.

Стр. 1 2 3 4 5


*Факультет дистанционного обучения   *Статьи
*
*
*